Советы учащимся по подготовке к экзаменам

1. Сон – это важно. Постарайтесь перед экзаменами, особенно накануне, хорошо выспаться. Полноценный сон испокон веков является лучшим средством для восстановления всех психических процессов памяти, внимания, мышления, а, следовательно, и работоспособности.

2. Прогулка перед сном или открытая форточка.  «Какая прогулка!» — возмутитесь вы, закопавшись в учебниках. И будете не правы. Сколько бы ещё не оставалось не выученного материала, найдите 15 минут для прогулки на свежем воздухе. Это отвлечет вас от «зубрежки», укрепит вашу нервную систему, обогатит мозг кислородом, а он (мозг), в благодарность за это, сможет поглощать и «переваривать» знания с большим аппетитом.

3. Физкультура победит адреналин! Волнение, тревога непременно связаны с мышечным напряжением. Всем известно, что страх может вызвать спазм гортани, онемение отдельных частей тела. Чтобы уберечься от нежелательных последствий стресса, в целях профилактики, рекомендуется уделять время для физических упражнений. Минут по 15 три-четыре раза в день. Например, ещё утром лёжа в постели, потягиваясь, вращайте ступени ног, кисти рук, напрягите и расслабьте поочередно мышцы всего вашего тела. Начните с мышц лица: высоко поднимите брови (сожмите в «гармошку» мышцы лба на 5-7 секунд) и опустите, расслабьте их; надуйте щеки как воздушный шарик, пронаблюдайте за процессом сдувания; растяните губы в улыбке и сделайте лицо невозмутимо спокойным. Повторите каждое упражнение по 3-4 раза. Проработайте, напрягая и расслабляя мышцы шеи, груди, живота, рук и ног. Таким образом, организованное тело организует и ваш разум.

4. Минутки отдыха. В перерывах между занятиями закройте глаза и представьте себя кусочком масла, который лежит на тарелке, стоящей на подоконнике. На вас падает луч теплого, весеннего солнца и масло начинает таять, медленно растекаясь по тарелочке. Всё тело расслаблено, в мышцах приятное тепло. Погрелись? А теперь открывайте глаза и с радостью продолжайте поглощать научные догмы.

5. Умное меню. Ваш организм как никогда нуждается в витаминах.

Специалисты по питанию утверждают:

—         орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;

—         морковь – улучшает память;

—         капуста – снимает стресс;

—         витамин «С» (лимон, апельсин) – освежает мысли и облегчает восприятие информации;

—         бананы, клубника – помогут спать спокойнее;

—         креветки – помогут сконцентрировать внимание;

—         шоколад – питает клетки мозга.

Предлагаем вам рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы: 1 ч.л. мёда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.

6.     Метод «3-4-5». Как правило, подготовка к экзамену проходит под девизом: «В день по 1 билету – выучить!». И это большая ошибка. Московский психолог А. Пронин предлагает метод «3-4-5». Это означает, что время до экзамена делится на три равные части. За первые несколько дней заучивается весь необходимый материал на «тройку», следующие несколько дней на «четверку», и оставшиеся дни на «пять». Пользуясь этим методом, вы избавитесь от страха опоздать и не выучить, а повторение, как известно – «мать учения». К тому же, вы получаете целостное представление о предмете.

7.     Оптимизм – залог успеха.  Главное, собираясь на экзамен нельзя твердить: «Совершенно ничего не помню», «Ничего не знаю» и т.д. Нужно, наоборот, настраивать себя: «Я сдам», «Я всё знаю», «Я всё выучил», «Я абсолютно спокоен и уверен в своих знаниях» и т.д. Это на подсознательном уровне организует и заставит вас сконцентрировать все внутренние силы на решительный бросок – сдачу экзамена.

8.     Приметы. Приметами пользуются те, кто в них верит. Кто-то пользуется приметами, которые передаются из поколения в поколение, кто-то выдумывает свои.

Чтобы удачно сдать экзамен, чаще всего используют следующие приметы:

Накануне нельзя мыться, стричься, стирать одежду. Лучше всего ходить на каждый экзамен в той одежде, в которой вам уже однажды повезло на экзамене.

После двенадцати ночи уже нельзя готовиться к экзамену.

Перед экзаменом положить под левую пятку монетку в 5 копеек (рублей).

Необходимо подчеркнуть, что приметы помогут создать чувство уверенности в себе, но не заменят знания (лентяев и двоечников не спасут).

9.      «Встречают по одежке…»  Всем известна данная пословица. Что же лучше всего одевать на экзамен? Особенно сейчас, когда мода так разнообразна. Но лучше не углубляться в профессиональные тонкости моды, а переключить внимание на адекватность одежды и ситуации. То, что на экзамен не стоит надевать слишком нарядные или «затрапезные» вещи, что более всего подходит деловой стиль знают практически все.

Однако одежда должна соответствовать вашему внутреннему состоянию. Дело в том, что человек на бессознательном уровне чувствителен к противоречиям. Если надеть то, что не соответствует вашему образу и стилю, — это будет выглядеть претенциозно и вызывать у преподавателя чувство дисгармонии и дискомфорта. И не стоит обманывать себя тем, что одежда сделает вас иными. И помните: по одежке только встречают.

10.       Шпаргалки. «Шпаргалка» — это бумажка с записями для подглядывания во время экзамена у учащихся неуверенных в себе или в своих знаниях. Вы не задумывались, сколько вреда они приносят?

Во-первых, это плохие знания. Списывая со своей шпаргалки, чаще всего не задумываешься о том,  что пишешь.

Во-вторых, это страх перед ответом.

В-третьих, нужно быть большим мастером, чтобы спрятать шпаргалку так, чтобы никто не увидел и чтобы было удобно. Это так нелегко!!!

Но, как ни странно, у шпаргалок есть положительные стороны.

Основная – шпаргалка помогает при подготовке к экзаменам. Гораздо легче запоминать материал, одновременно читая его и записывая какие-то основные положения.

Также, шпаргалка, вернее её наличие, помогает неуверенным ученикам: чаще всего такие дети не пользуются шпаргалками на экзамене, но сама мысль о том, что в кармане пиджака лежит «подсказка» придает уверенности.

11.      Конспектирование. Текст можно очень сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшается за счет большей образности записи.

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

• Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 

• Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. 

Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением. 

• Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке. 

• В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.

Способы снятия нервно-психического напряжения

1.    Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т.д.

2.    Спортивные занятия.

3.    Контрастный душ.

4.    Стирка белья.

5.    Мытье посуды.

6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.

7. Скомкать газету и выбросить её.

8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку

10. Слепить из газеты свое настроение.

11. Закрасить газетный разворот.

12. Громко спеть любимую песню.

13. Покричать то громко, то тихо.

14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

15. Смотреть на горящую свечу.

16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

17. Погулять в лесу, покричать.

18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам

Правило 1. Заранее планируйте своё время занятий так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.

Правило 2. Приступая к работе, предварительно организуйте своё рабочее место.

Правило 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ — предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.

Правило 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы).

Правило 5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Правило 6. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т.к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило 7. Если в процессе чтения вы осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Правило 8. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре воздуха в помещении.

Как подготовиться психологически

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Дыхательное упражнение для улучшения работы мозга, концентрации внимания и успокоения нервов.

Чтобы повысить сообразительность, делать 3 раза в день серию упражнений, состоящую из 6 вдохов и выдохов. Сядьте на плоскую подушечку по-турецки и выпрямите спину. Потянитесь, чтобы выбрать наиболее удобную позу. Положите правую ладонь на нижнюю часть живота, а левую – на солнечное сплетение. Сделайте глубокий вдох через нос так, чтобы почувствовать воздух в нижней части живота (!). Задержите дыхание и потом нажмите правой рукой на живот, чтобы выдавить воздух в область солнечного сплетения. Не ослабляя нажима, постарайтесь переместить воздух еще выше. Затем медленно выдохните через нос, держа руки на тех же местах. Чтобы окончательно освободить живот от воздуха, еще раз нажмите на него и область солнечного сплетения руками. Повторить 5 раз.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй глазами квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

—         готовься к экзаменам 8 часов в день;

—         занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе – 8 часов;

—         спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще одни совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Условия поддержки работоспособности

1.      Чередовать умственный и физический труд.

2.      В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, наклонам туловища вниз, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.      Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4.      Минимум телевизионных передач!

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление?

1.     Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2.     Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3.     Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4.     Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5.     Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6.     Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления.

7.     Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8.     Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

1.     Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.     При одинаковой работе количестве запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3.     Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4.     Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5.     Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6.     Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Поведение на экзамене

Какую одежду лучше надеть на экзамен?

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1.     За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2.     Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3.     И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4.     Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

5.     Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

6.     Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен», повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

7.     Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

—         сядь удобно,

—         глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

—         задержка дыхания (2-3 секунды).

8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание, по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Поведение во время ответа

Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего

Как повысить мотивацию и мобилизоваться на экзаменах?

С точки зрения психологии, отсутствие мотивации и есть та самая лень. В этой статье я расскажу о нескольких простых, но эффективных способах повышения мотивации.

Всем хорошо известны эксперименты Ивана Петровича Павлова с собаками, когда он выработал на определенный стимул у собак (звонок в колокольчик) на определенную реакцию (выделение слюны и желчного сока).

Практическая значимость исследований для нас в том, что человек — это тоже животное и на стимул у него есть реакция. В психологии даже есть целое направление, посвященное исследованию стимул — реакции у человека, которое называется бихевиоризм. О как!

Соответственно, нужно выработать у себя такой шаблон стимул — реакции, который позволит не лениться, а заниматься важными делами без лишних эмоциональных и физических потерь.

Вопрос: как повысить мотивацию школьникам и вообще учащимся?

1. После выполнения какого-либо задания, под которое нужно выработать положительное отношение, обязательно нужно себя наградить чем-то значимо приятным. Например, если любите какое-то пирожное/конфету/шоколадку/банку варенья, то смело кушать — ибо право имею.  Положительно мотивирующая мысль может выглядеть так: «Если я решу задачи по математике, то съем своей любимой шоколадки» или — «поиграю в компьютер».

2. Следующим, но более эффективным в плане отдачи, является метод повышения мотивации, который можно назвать «Соревнование» или «Конкуренция».

Этот мотивирующий метод заключается в том, что с помощью Воображения, нужно представить, что выполняя какое-либо задание (контрольную работу, реферат, курсовую), ты участвуешь в соревновании или в жесткой конкурентной борьбе за высокий результат и вознаграждение. Здесь как будто идет соревнование с одноклассниками за высший балл, или за самую качественную или интересную работу. При этом, они могут и не знать, что на самом-то деле идет ожесточенная конкурентная борьба. Но вообще, желательно, чтобы окружающие не знали, что вы играете с ними в какую-то игру.

3. Случается и такое, что иногда человек, который создан, по идее, для творчества и созидания, вынужден выполнять однообразную и рутинную работу, буквально превращаясь в машину. Для того, чтобы эмоционально не уставать от таких заданий и от этого не снижалась мотивация к труду, нужно довести эту работу до полного автоматизма.

Ведь человек не тратит психическую энергию, когда, допустим, ест. Человек не переживает о том, как надо ходить/писать/есть/водить машину или велосипед — это уже выработано, поэтому такая деятельность проскакивает мимо сознания и вообще никак негативно не влияет на уровень мотивации к этой деятельности. Это просто делаешь и все.

4. Метод повышения мотивации: «Вживание в роль»

Выполняя что-нибудь, можно представить себя промышленным шпионом, тайным агентом, детективом, дипломатом, суперменом, вынужденным косить под обычного человека   или кем-нибудь еще в этом роде.

Такой метод особенно эффективен в каких-то разовых и необычных случаях, например, на ГИА или ЕГЭ и вообще на любых экзаменах, при разговоре с директором или начальником. Этот прием мобилизует силы организма, улучшит концентрацию внимания и остроту мысли. Повысит интерес и выведет из скуки.

5. И еще один мотивирующий метод заключается в том, чтобы постоянно держать в голове все те плюсы, которые принесет данная деятельность, которую почему-то нужно делать. Это приведет к тому, что даже самая неприятная деятельность станет почти приятной, так как постоянно крутящаяся в голове приятная мысль о полученных плюсах перенесется на сам процесс работы.

Читайте также: